Белорусская железная дорога

БЕЛОРУ́ССКАЯ ЖЕЛЕ́ЗНАЯ ДОРО́ГА, образована в мае 1953. Управление в Минске. Пролегает в основном по территории БССР (св. 97%) и частично по терр. УССР и Литов. ССР. Дорога граничит с Октябрьской ж. д. (ст. Алеща и Езерище), с Прибалтийской ж. д. (ст. Бигосово, Гудогай, Пабраде, Поречье и Стасилаи); с Московской ж. д. (ст. Закопытье, Заольша, Красное, Сураж и Шестеровка); с Юго-Западной ж. д. (ст. Новобелицкая, Овруч и Тереховка) и Львовской ж. д. (ст. Вербка и Лунинец). На западе Б. ж. д. подходит к гос. границе СССР и граничит с польскими ж. д. (ст. Лососна, Берестовица, Свислочь, Высоко-Литовск и Брест). Эксплуатационная линия Б. ж. д. в современных (1970) границах — 5400 км, или 4% от протяжённости всей сети ж. д. СССР. Б. ж. д. связывает районы Сев.-Запада и Прибалтики с районами Юго-Запада, Донбасса и Приднепровья, а также обеспечивает трансп. связи СССР с ПНР и ГДР.

Осн. направления Б. ж. д. — старейшие на сети. Так, линия Смоленск - Минск - Брест закончена строительством в 1871, линия Гомель - Лунинец - Брест - в 1882—86; Вильнюс - Минск - Гомель - в 1873, Невель - Полоцк - Молодечно - Волковыск - в 1906. За годы Сов. власти построены: Лепель - Орша - Кричев - Сураж, Шестеровка - Могилёв - Осиповичи, Барановичи - Слуцк. В период Вел. Отеч. войны 1941—45 и оккупации БССР нем.-фаш. захватчиками ж.-д. хозяйство республики было разрушено, однако уже к 1950 Б. ж. д. была в основном восстановлена.

В 1969 грузооборот Б. ж. д. составил св. 46 млрд т·км, или ок. 2% от сетевого. Более половины грузооборота Б. ж. д. освоено тепловозной тягой. Б. ж. д. преим. транзитная. В общем объёме грузооборота транзит составляет 56%, ввоз 22%, вывоз 7% и местное сообщение 15%. Во ввозе преобладают уголь, металлы, стройматериалы, отд. виды нефтепродуктов, продукция лёгкой и пищ. пром-сти, хлебные грузы, в вывозе — в основном автомобили, тракторы, нефтегрузы, продукция с. х-ва. В местном сообщении по ж. д. преим. перевозят строит. грузы, торф, лесоматериалы, продукты с. х-ва. Грузонапряжённость Б. ж. д. относительно невелика — примерно 7,8 млн. т·км/км, что вдвое меньше среднесетевой, однако отдельные участки ж. д. (Тереховка - Гомель - Минск - Гудогай; Орша - Минск - Брест; Закопытье - Гомель - Брест и др.) имеют большую грузонапряжённость. Наиб. крупные пункты отправления и прибытия грузов: Полоцк, Брест, Витебск, Могилёв, Калий, Лососна, Кричев.

Б. ж. д. осуществляет интенсивные пассажирские перевозки как во внутриреспубликанском, так и в транзитном сообщении между р-нами Прибалтики и Сев.-Запада с Юж. и Юго-Зап. районами страны. В сообщениях через Брест ежегодно увеличиваются междунар. пассажирские перевозки. Общий пассажирооборот в 1969 составил 6,7 млрд. пасс.-км, или 2,6% от сетевого. В нём транзит составляет 26%. Большой удельный вес занимают пригородные перевозки пассажиров (20%). [Г. С. Райхер]

● Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. [В 30 тт.] — М., Сов. энциклопедия, 1969—1978. — т. 3, с. 126, т. 1.


no photo available
no photo available

• abbreviation • advertisement • agriculture • air • architecture • art • belarus • biography • byelorussia (brest, gomel, grodno, minsk, mogilev, vitebsk) • city • company • cosmos • culture • economics • encyclopædia • faq • fashion • fauna • film • film company • flora • geography (africa, america, asia, australia, europe, the antarctic continent) • geology • grand duchy of lithuania • history (history of war) • industry • information • mass media (the press, radio, television, internet) • medicine • music • literature • military • myth • news • quest • religion • revolution • russia • site • sport • science • star • the great patriotic war • theatre • techniques • term • terra • the russian federation (moscow, saint petersburg) • ussr • word • world •