Белорусская музыка

БЕЛОРУ́ССКАЯ МУ́ЗЫКА. Истоки белорус. муз. культуры восходят к музыке вост.-слав. племён, к общей для рус., укр. и белорус. народов культуре Киевской Руси. Древнейший песенный фольклор включает песни календарно-земледельч. (колядки, щедровки, масленичные, весенние, волочебные, юрьевские, троицкие, купальские, жнивные, осенние) и семейно-обрядового циклов; распространены хороводные, игровые, плясовые песни. Для них характерны жен. традиция исп., приуроченность ко времени или обстоятельствам, наличие устойчивых мелодич. формул, присущих определённому жанру и общих для группы текстов, мелодич. вариантность, узкообъёмные диатонич. лады. Песни преим. одноголосные, в нек-рых местностях бытует гетерофония. Осн. типы напевов: декламац. (с чётким ритмом) и распевно-импровизац. В 14—17 вв. сложились чумацкие, бурлацкие, казацкие (мужские), а также любовно-лирич., шуточные песни. Им свойственны расширение диапазона, в основном до октавы, ведущая роль мелодич. начала, развитое многоголосие (преобладает пение «с подводкой» — солирующим верхним голосом). В 19 в. появились батрацкие, рабочие, революц. песни, т. н. литературные (на сл. проф. поэтов), частушки. В совр. фольклоре наиболее значительны партизанские песни. Среди инстр.: духовые — дудка, парная дудка, жалейка, кларнет, гармоника; струнные — скрипка, цимбалы, балалайка; ударные — бубен, барабан, тарелки, треугольник. Развито традиц. инстр.-ансамблевое исполнительство. Вышли из употребления дуда, басетля, колёсная лира, цитра, пастушеские трубы. Среди нар. музыкантов: певцы — А. Венгура, С. Дубейко, А. Коренчук, Т. Лопатин, A. Монич, З. Хворост, Я. Швед; инструменталисты — М. Глушень, К. Зебров, А. Свиридович, В. Швед, М. Шкадун.

Носителями светской проф. традиции были скоморохи. В правосл. церк. музыке к 15 в. сложился местный тип знаменного распева. В муз. культуре 2-й пол. 16 — нач. 17 вв. преломились ренессансные тенденции и идеи Реформации, получившие широкое распространение в Белоруссии. В качестве основы мн. произв. использовались протестантские гимны. В 17 в. утвердилось партесное пение (хор. концерты, псальмы). В спектакли нар. кукольного т ра батлейки, интермедии школьного т-ра включались песни, танцы, инстр. наигрыши. Во 2-й пол. 18 в. центрами муз. культуры стали крепостные т-ры и капеллы при дворах польско-белорус. магнатов. С нач. 19 в. муз. жизнь концентрируется преим. в городах — Минске, Витебске, Гродно, Могилёве. Создаются гор. оркестры, ставятся любительские спектакли (театр. кружок во главе с драматургом В. И. Дуниным-Марцинкевичем; на его либретто в Минске была пост. комич. опера «Селянка» Монюшко и др.); большое значение придавала музыке Первая белорус. театр. труппа И. Т. Буйницкого (нач. 20 в.), в работе к-рой участвовали польск. комп. Л. Роговский, литов. комп. С. Шимкус. С 1880-х гг. создаются муз. об-ва. С 19 в. ведётся изучение белорус. муз. фольклора. На белорус, мелодиях основаны соч. пианиста и комп. А. И. Абрамовича. Первая нотная публикация нар. песни — «Купала на Ивана» («Виленский вестник», 1817). Собирание и изучение белорус. нар.-песенного фольклора поставил на науч. основу Н. А. Янчук.

После Окт. революции 1917 и образования БССР открыты нар. конс. в Витебске, Минске, Гомеле, Бобруйске (1918—21), преобразованные затем в муз. техникумы и школы. Основаны Белорус. муз. техникум в Минске (1924), на базе к-рого в 1930 создана Белорус. студия оперы и балета (с 1933 Белорусский театр оперы и балета), Гос. симф. орк. БССР (1927), Гос. нар. орк. БССР (1930), СК БССР (с 1932 входил в Союз писателей БССР, с 1938 самостоят. орг-ция), Белорус. конс. (1932), Белорус. филармония (1937). В 1940 организован Белорус. ансамбль песни и танца под рук. Г. Р. Ширмы (с 1955 Гос. академич. хор. капелла БССР). Среди исп. 20—30-х гг.: симф. и хор. дирижёры М. В. Анцев, И. А. Гитгарц, B. В. Терравский, М. Э. Шнейдерман; пианист и дирижёр Г. Н. Петров, скрипач и дирижёр А. Л. Бессмертный; цимбалисты И. И. Жинович, C. М. Новицкий, X. И. Шмелькин; певцы Л. П. Александровская, Л. Ф. Алексеева, А. Д. Арсенко, И. М. Болотин, В. Ф. Волчанецкая, М. И. Денисов, С. Ю. Друкер, П. И. Засецкий, В. М. Малькова, Р. В. Млодек.

В 20-е гг. закладываются основы проф. комп. школы: симфониетта Н. Н. Чуркина (1925, первое белорус. симф. произв.); фп. квинтет (1925) и циклы романсов Н. И. Аладова; 1-я симф. Е. К. Тикоцкого (1927); хоры и массовые песни Анцева, А. Е. Туренкова, И. И. Любана. Постановки опер «Михась Подгорный» Тикоцкого, «В пущах Полесья» A. В. Богатырёва (обе — 1939), «Цветок счастья» Туренкова (1940), балета «Соловей» М. Крошнера (1939) положили начало нац. муз.-сценич. репертуару. Были достигнуты успехи в симф. (Аладов, В. А. Золотарёв), вок.-симф. (Аладов, А. В. Богатырёв), фп. (А. К. Клумов) жанрах, в области массовой песни (Любан, В. А. Ефимов, С. В. Полонский, Н. Ф. Соколовский).

В Вел. Отечеств. войну 1941—45 гл. темой творчества белорус. композиторов становится героич. борьба сов. народа против фаш. захватчиков. Среди соч.: опера «Алеся» (1944, Минск) и 2-я симф. Тикоцкого, 2-я симф. Г. К. Пукста, симф.-баллада «В суровые дни» Аладова, кантата «Белорус. партизанам» и фп. трио Богатырёва. С кон. 1940-х гг. одно из первых мест занимает жанр симфонии (Тикоцкий, Аладов, А. В. Богатырёв, П. П. Подковыров, Пукст, Е. А. Глебов, Л. М. Абелиович, Г. М. Вагнер, Ф. Д. Пыталев, А. Ю. Мдивани, B. А. Войтик, Л. К. Захлевный). Развитие инстр. концерта связано с именами Подковырова, А. В. Богатырёва, Абелиовича, Э. М. Тырманд, Вагнера, Д. Б. Смольского, Г. Ф. Суруса, Мдивани, Войтика, Э. Б. Зарицкого, Г. К. Гореловой. В 40—80-х гг. получают признание оперы Д. А. Лукаса, Тикоцкого, А. В. Богатырёва, Вагнера, Ю. В. Семеняко («Новая земля», 1982), С. А. Кортеса («Джордано Бруно», 1977), Смольского, балеты Золотарёва, Вагнера («Свет и тени», 1963), Глебова («Тиль Уленшпигель», 2-я ред. 1978) и др. В 1970-е гг. зарождается белорус. оперетта («Павлинка» Семеняко, 1973; «Нестерка» Суруса, 1979). В жанре кантаты работают А. В. Богатырёв («Белорусские песни», 1967), Аладов, И. И. Кузнецов, Семеняко, Захлевный, Войтик. В 60—80-х гг. общественно значимые темы воплощаются в ораториях Глебова («Колокола», 1968), Смольского («Поэт», 1980), Кортеса («Памяти поэта», 1972), Войтика («Памяти Хатыни», 1973), A. В. Богатырёва («Битва за Беларусь», 1985), К. Д. Тесакова, Мдивани («Вольность», 1975), В. В. Дорохина, Л. К. Шлег («Реквием», 1984). Жанры кам. музыки занимают значит. место в творчестве А. В. Богатырёва, Подковырова, Абелиовича, Тырманд, Смольского, Кортеса, Дорохина, Гореловой. Авторы хор. музыки — А. В. Богатырёв, В. В. Оловников, Кузнецов, Тырманд, Мдивани; песен — Соколовский (автор Гос. гимна БССР), Оловников, Семеняко, И. М. Лученок, Э. С. Ханок, B. И. Будник, Захлевный, В. К. Иванов. Среди исполнителей: дирижёры — нар. арт. СССР Я. А. Вощак, И. И. Жинович, нар. арт. БССР М. А. Козинец, Т. М. Коломийцева, Л. В. Любимов, засл. деят. иск-в БССР И. С. Абрамис, Ю. М. Ефимов, Л. П. Лях, В. А. Мошенский; хор. дирижёры — нар. арт. СССР Г. И. Цитович, Г. Р. Ширма, нар. арт. БССР М. П. Дриневский, А. П. Когадеев, В. В. Ровдо; певцы — нар. арт. СССР Н. Д. Ворвулев, С. Ф. Данилюк, Т. Н. Нижникова, A. М. Савченко, Н. А. Ткаченко, нар. арт. БССР З. И. Бабий, Л. Ф. Бражник, Н. В. Гайда, Л. И. Галушкина, А. М. Генералов, B. И. Глушаков, Л. И. Златова, М. А. Зюванов, Я. Ф. Петров, И. П. Сайков, Н. Н. Сердобов, И. Д. Сорокин, В. М. Чернобаев, И. С. Шикунова, Т. И. Шимко, В. Л. Вуячич, В. Г. Мулявин; скрипач нар. арт. БССР Л. Д. Горелик; пианист нар. арт. БССР С. Л. Толкачёв. Среди музыковедов и фольклористов — Г. С. Глущенко, Т. А. Дубкова, В. И. Елатов, Л. Ф. Костюковец, Г. Г. Кулешова, А. Б. Ладыгина, З. Я. Можейко, Л. С. Мухаринская, И. Д. Назина, И. Г. и С. Г. Нисневичи, Б. С. Смольский, К. И. Степанцевич, Г. И. Цитович, Г. Р. Ширма, Т. А. Щербакова, Н. Н. Юденич.

В БССР работают (1987): Белорус. т-р оперы и балета (1933); Белорус. т-р муз. комедии (1970); Белорус. филармония (1937); Гос. академич. симф. орк. БССР (1927), Гос. нар. орк. БССР (1930), кам. орк. (1968), ансамбль старинной музыки «Кантабиле», Гос. академич. хор. капелла БССР (1940), Гос. академич. нар. хор БССР (1952), Гос. ансамбль танца БССР (1959), хор (1931) и оркестр (с 1958 концертно-эстр., с 1975 эстр.-симф., с 1979 симф.) Белорус. ТВ и радио, Ансамбль песни и танца Белорус. воен. округа (1938), вок.-инстр. ансамбли «Песняры», «Верасы»; Белорус. конс. (1932), 11 муз. уч-щ, ок. 330 детских муз. школ.

Лит.: Смольский Б. С., Белорус. муз. театр, Минск, 1963; Кулешова Г. Г., Белорус. сов. опера, Минск, 1967; Нисневич И., Нисневич С., Очерки по истории сов. белорус. муз. культуры, Л.—М., ^2^1969; Гісторыя беларускай савецкай музыкі, Мінск, 1971; Можейко З., Песенная культура белорус. Полесья, Минск, 1971; её же, Календарно-песенная культура Белоруссии, Минск, 1985; История музыки народов СССР, т. 1—4, М., 1970—72; Дубкова Т. А., Беларуская сімфонія, Мінск, 1974; Костюковец Л. Ф., Кантовая культура в Белоруссии, Минск, 1975; История белорус. музыки, М., 1976; Цитович Г. И., О белорус. песенном фольклоре. Избр. очерки, Минск, 1976; Мухаринская Л. С., Белорус. нар. песня. Историч. развитие, Минск, 1977; Назина И. Д., Белорус. нар. муз. инструменты. Самозвучащие, ударные, духовые, Минск, 1979; её же, Белорус. нар. муз. инструменты. Струнные, Минск, 1982; Масленікава В. П., Музычная адукацыя у Беларусі, Мінск, 1980. [Е. А. Соломаха]

● Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 672 с: ил. — с. 62.

abbreviation • agriculture • air • architecture • art • belarus • biography • byelorussia (brest, gomel, grodno, minsk, mogilev, vitebsk) • city • company • cosmos • culture • economics • encyclopædia • faq • fashion • fauna • film • film company • flora • geography (africa, america, asia, australia, europe, the antarctic continent) • geology • grand duchy of lithuania • history (history of war) • industry • information • mass media (the press, radio, television, internet) • medicine • music • literature • military • myth • news • quest • religion • revolution • russia • site • sport • science • star • the great patriotic war • theatre • techniques • term • terra • the russian federation (moscow, saint petersburg) • ussr • word • world